// // Звёздный ворс

Звёздный ворс

873
В разделе

В СПбГУ состоялся показ фильма «Звёздный ворс», созданного киностудией «НОМФИЛЬМ». Для дилетанта, наверное, то станет новостью: участники легендарной петербургской рок-группы посвящают свободное время искусству кино. На их студии в разное время вышли такие ленты, как «Жбан дурака» и «Коричневый век русской литературы». Произведение «Пасека» (2001) и вовсе получило пускай местную, но премию от жюри фестиваля «Стык-2002». Последняя работа – «Звёздный ворс» – самая масштабная и богатая для студии «НОМФИЛЬМ».

Лента получилась с удивительной судьбой. Премьерный показ для журналистов состоялся в конце 2012 года. С тех пор о «Звёздном ворсе» почти никто и не слышал. Знакомство сколько-то массовой аудитории с картиной проходит только сейчас. Разумеется, площадки для показов подбираются соответствующие. И актовый зал СПбГУ устроил действо вполне приемлемо. Конечно, оборудование физически не могло позволить оценить спецэффекты, особенно – звуковые. Но в данном случае важен сам факт приобщения людей к современному российскому кино, которое худо-бедно существует. Также стоит отметить: большую площадку едва ли деятелям «НОМ» предоставят. А даже если и предоставили бы – возникают очевидные проблемы

с наполняемостью зрителями. В СПбГУ зал был заполнен, пожалуй, на треть.

Итак, о странной участи «Звёздного ворса». Прежде всего, в съёмках задействовано множество знаковых персон российского андеграунда. Если говорить начистоту – собрана исключительно колоритная команда. Сергей Шнуров, Александр Лаэртский, Сергей Михалок, Роман Трахтенберг (для него, увы, эта роль стала последней – Роман Львович не успел её доиграть, оставшиеся не отснятыми эпизоды добивали с актером подмены). Участники микро-эпизодов: Артемий Троицкий, Псой Короленко, Стас Барецкий, Татьяна Колганова, Борис Немцов, Сергей Пахомов, Евгений Цыганков, Вася Ложкин, Всеволод Емелин, Татьяна Лазарева, Михаил Елизаров. Для ценителей андеграунда – Кирилл Миллер.

В «Звездном ворсе» выдающийся режиссёр Олег Тепцов трудился над декорациями. Отметим – потрудился великолепно.С точки зрения эстетики, перед нами одна из лучших картин российского разлива. Нет «дешёвых» компьютерных эффектов, во всех экшн-фильмах выглядящих одинаково. Скажем, роботы, собака Нюхолай выполнены вручную. И то, безусловно, отличный ход.

Кстати, объяснить близость Кагадеева, Тепцова и Миллера можно без интриг. Достаточно заметить: объединение «Колдовские художники». Но несмотря на «звёздный состав», толком о фильме мало кто знает.

Разумеется, перед зрителем кино жанра… «НОМ». Попытки повесить на него традиционные ярлычки – фантастика, фарс – заканчивается неизбежным провалом. Смесь пародии (отчасти – монти-пайтоновских тонов), доброй шизо-сессии и хэппининга уклоняется от идентификации, отличной от кагадеевской – «космическая одиссея». Соблазн публики назвать экранное действо комедией велик, и она радостно ему поддаётся. Только использовать этот термин в соотношении со «Звёздным ворсом» – моветон. Во-первых, он также идёт мимо. Во-вторых, добавляет такой привкус пошлятины, что начинает мутить. «Комедийность» нынче оккупировала группировка людей, думающих, что они умеют сочинять или, хотя бы, заимствовать, шутки, избравших пропиской тартар «ТНТ». Любой медийный персонаж типа Михаила Галустяна считает нынче себя комиком.

Итак, на дворе 2221 год. История космонавтики зашла в тупик из-за «наших в корне неправильных представлений о конструкции Вселенной». Учёный Чащарский – Иштымский научный центр – делает революционное открытие. Доказывает, что на самом деле Вселенная представляет собой… твердую субстанцию. А планеты, включая Землю, полости в ней – наподобие дырок в сыре. Цвет звёзд – это световые ворсинки, то есть пронизывающие толщу твёрдой вселенной тоннели. Чтобы достичь иных планет, нужно не запускать дорогостоящие ракеты в так называемый космос, а вгрызаться в почву.

По теме

Понятно, что сообщество не принимает идеи Чащарского. Он, непонятый и неоценённый, планирует межпланетную экспедицию, объявляет набор через газету. Компания подбирается хорошая, можно сказать, душевная. Надо признать, количество хохм на квадратный метр, если не зашкаливает – то близко к критической отметке. Героиня фильма, которой предстоит влиться в экипаж, расхаживает по рынку: здесь продают порошковое пиво, фабричный спирт, с дьявольски серьёзным лицом прогуливается в трусах мужчина, дрессирующий котов по методу Куклачева, страшноватые персонажи покупают олимпийские кастеты; в иштымском метрополитене имени Жореса Алферова барышня покупает у робота диплом по профилю «врачевание-целителельство».

Экипажу корабля «Скарабей» предстоит посетить несколько планет (например, Пятачок, населенную свиньями-оборотнями или Атит, где люди живут в гаражах, увешанных коврами) и пережить дюжину приключений. Одному из персонажей – Юлию Гогарину – предстоит обрести свою веру. «Скарабейникам» суждено оказаться и перед господом богом, которого исполняет Артемий Троицкий. Взрывает зал хохотом один из финальных эпизодов. Гогарин презентует свой роман в иштымском Доме книги и подписывает экземпляр президенту – Борису Немцову. «Иш-ТВ» берет комментарий у Бориса Ефимовича, который заявляет: «Я вообще фантастикой никогда не интересовался».

P.S. После показа, отвечая на вопросы пришедших в актовый зал СПбГУ, Андрей Кагадеев признался: деньги на проект выделил влиятельный поклонник-бизнесмен. Примерный бюджет картины составил порядка четырёхсот тысяч долларов.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 30.05.2014 15:47
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Новости партнеров
Еще на сайте
Наша версия на Неве - региональное приложение общероссийской газеты независимых журналистских расследований «Наша версия»
Наверх