// // Музейный невозврат

Музейный невозврат

963
В разделе

В Петербурге не утихает спор «вокруг дивана». Речь идёт о скандальном заявлении директора Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирины Антоновой по поводу передачи коллекции работ импрессионистов из Эрмитажа в Москву. Кто примет решение, и каким оно окажется – пока остаётся загадкой.

Музей нового западного искусства в Москве был создан в 1918 году из частной коллекции меценатов Морозовых и Щукиных. В этом собрании и находились импрессионистские картины. В 1948 году заведение было закрыто тайным указанием Иосифа Сталина, а в морозовском особняке разместилась Академия художеств СССР, объявившая войну «буржуазному формализму». Выжившие картины поделили между Эрмитажем и московским Музеем изобразительного искусства. Теперь музейщики выступают за «реабилитацию» МНЗИ. По логике активистов, начаться она должна с возвращения картин импрессионистов. Понятно, что красивая идея Ирины Антоновой не вызвала отклик в сердце главы Эрмитажа Михаила Пиотровского и музейного сообщества города на Неве. Провокационное заявление спровоцировало скандал, хотя сама Ирина Антонова говорит, что передавать коллекцию в Музей имеет смысл только в том случае, если на самом высоком уровне будет принято решение о его реабилитации и возрождении. Решение это пока не принято.

Однако волна протеста уже всколыхнула даже ту часть народной массы, которую сложно заподозрить в толерантности к импрессионизму. В Петербурге активно собирают подписи против разорения Эрмитажа (подписались уже более 10 тысяч человек). По теме высказываются футбольные фанаты «Зенита». Студенты СПбГУ вывесили в одном из информационных агентств Петербурга лозунг против деспотизма МНЗИ. А учёные составили письмо и прислали его в РИА Новости. Там они говорят о недопустимой наглости и

несоответствии нормам этики столичников.

Музейные деятели Петербурга ставят вопрос ребром: передать культурные ценности? А не замышляют ли москвичи реституции в музеях по всей России?

Советник директора Эрмитажа Юлия Кантор полагает, что легальное «изъятие из оборота» импрессионистов может спровоцировать другие подобные «возвраты ценностей». Например, Польша потребует вернуть восемнадцать находящихся в России произведений искусства, которые были вывезены немцами в Германию во время Второй мировой войны, откуда они логично перекочевали в советские фонды. По иронии судьбы, находятся эти экспонаты в том же Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина, где трудится госпожа Антонова, и в Художественном музее им. Радищева в Саратове.

«Мы сами внутри своей страны, внутри своих двух столиц даём повод для обострения не только в сфере культуры, но и в сфере политики», – предупреждает Юлия Кантор. По её словам, история музея в Москве вообще – «сплошной беспредел», по всей видимости, имея в виду идею с передачей картин. Организовала ли этот беспредел сама госпожа Антонова, как говорится, не ведая, что творя, или же «инициативу» ей подсказали коллеги сверху?

Наблюдатели выдвигают самые невероятные версии. Вплоть до такой, что недоброжелатели «руками» импрессионистов хотят подвинуть могущественного директора Эрмитажа Михаила Пиотровского. Кстати, как выяснил корреспондент «Нашей Версии на Неве», сам господин Пиотровский вообще не понимает причину возникновения подобного вопроса и выдвигает свою теорию скандала – общество нездорово, поэтому и возникают конфликтные ситуации. «Я чувствую себя оскорблённым, это был неожиданный удар. Есть вещи, которые нас объединяют, это в том числе культурные ценности, они важны всем», – возмущён музейный мэтр.

По теме

Интересно, что на Эрмитаж и раньше посягали столичные «культурные конкуренты». Хранитель импрессионистов Эрмитажа Альберт Костеневич вспоминает, как в 1924 году в Москву перенаправили несколько десятков картин, а в начале 30-х годов ХХ века туда же перекочевало более 500 произведений искусства. Однако частью из них сегодня любуются американцы: «Госпожа Антонова аргументирует свою позицию следующим образом: нужно реабилитировать музей в Москве. Это странная позиция. Почему кто-то требует к себе каких-то дополнительных привилегий? К примеру, когда-то в Москву уже были направлены Рафаэлевские картины, но позже они были проданы и направлены

в США».

По мнению главного редактора «Ленфильма» Светланы Кармалита, история напоминает зарисовку на тему «Карл у Клары украл кораллы...» В 1948 году акт об уничтожении музея в Москве был подписан главой правительства. Сегодня же есть вероятность, что довольно скоро решение примет человек такого же ранга. Судя по всему, деятели культуры снова стали искать «крышу» в верхах. Только раньше ей был Иосиф Сталин, а теперь российское руководство.

Кстати, по поводу решения передать инициативу «финального свистка» в Кремль, деятели культуры Петербурга пока расходятся во мнении. Некоторые из них считают, что всё-таки решение должно принимать культурное сообщество, другие уповают на могущество власти. Кто в итоге примет решение, пока не ясно. Но директор департамента культурного наследия Наталья Самойленко надеется, что точные формулировки помогут принять его правильно.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 23.05.2013 19:27
Комментарии 0
Еще на сайте
Наша версия на Неве - региональное приложение общероссийской газеты независимых журналистских расследований «Наша версия»
Наверх