Версия // Общество // Когда у бывшего соратника Зюганова Виталия Южилина и бывших сослуживцев министра транспорта РФ Игоря Левитина возникли проблемы, их конкурентам начали ставить палки в колёса

Когда у бывшего соратника Зюганова Виталия Южилина и бывших сослуживцев министра транспорта РФ Игоря Левитина возникли проблемы, их конкурентам начали ставить палки в колёса

2906

Чёрный пиар бывших красных

В разделе

Вывод грузовых терминалов из центров крупных городов – общеевропейская и общемировая тенденция. В 2008 году завершился перевод портовых мощностей из центра Хельсинки в специально построенный портовый центр Вуоссари. Точно так же российское руководство последовательно развивает программу перенаправления морских грузовых потоков в Бронку, Кронштадт и Ломоносов. Наряду с разгрузкой центра Санкт-Петербурга от грузового транспорта, это даст толчок к развитию депрессивных пригородов, позволяет создать тысячи рабочих мест как в самих портах, так и в сфере их обслуживания, и реконструировать жилищно-коммунальную и социальную сферу.

Не секрет, что конкурентам из портов Прибалтики и Финляндии это не нравится, что и привело к лавине разоблачительных публикаций, авторы которых, по странному совпадению, являются главными потребителями зарубежных грантов. Но недавно выяснилось, что строительство новых терминалов не устраивает и граждан, именующих себя патриотами и даже коммунистами.

Обломы «красного олигарха»

Позавчерашний депутат Государственной Думы от компартии, вчерашний парламентарий от национал-патриотической «Родины», нынешний активист «Единой России» и завтрашний сторонник любой партии, где пахнет большими деньгами, Виталий Южилин известен в Санкт-Петербурге главным образом обширными планами в области развития портов. Грандиозность замыслов порой потрясает воображение, но вот с воплощением регулярно происходят досадные неувязки. Натолкнувшись на которые, господин-товарищ Южилин тихо испаряется в новый проект. Меняет он их почти так же часто, как и партии.

Первым заходом южилинского корабля в питерские гавани стало приобретение его оффшором First Quantum UK Limited акций ОАО «Морской порт Санкт-Петербурга» у оффшорной же компании Nasdor incorporated, за которой маячила могучая фигура одного из авторитетнейших бизнесменов города, «короля питерского антиквариата» Ильи Трабера. Сделке предшествовала тотальная скупка акций «Морского порта» людьми Nasdor incorporated, и сопровождалась она кровавой зачисткой влиятельных людей, работающих в порту, и чиновников, причастных к его приватизации.

Были убиты председатель Комитета по управлению городским имуществом Михаил Маневич, начальника порта ОАО «Северо-Западное пароходство» Евгений Хохлов, его заместитель по кадрам Николай Евстафьев, совладелец ОАО «Северо-Западный таможенный терминал» Николай Шатило, генеральный директор этой компании Витольд Кайданович, капитан ОАО «Морской порт Санкт-Петербурга» Михаил Синельников и его помощник по безопасности Сергей Боев.

Южилин стал хозяином порта, а деловые партнёры Трабера Александр Уланов, Виктор Корытов и Борис Шариков уютно устроились в его Совете директоров. Но вскоре выяснилось, что зачистка крупнейшего порта России и управление им требует совсем разных дарований. В результате морские ворота Петербурга пришлось продать, и новый хозяин – владелец ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» Владимир Лисин, сумел навести в хозяйстве порядок, заодно выдавив оттуда траберовскую братву.

Но Южилин был уже озабочен новым прожектом – теперь он продвигал печально известный «Морской фасад». Ещё до начала строительства этого пассажирского терминала на Васильевском острове звучали неоднократные предупреждения о его нерентабельности. Прогнозы полностью подтвердились, в 2010 году на новые причалы ступило почти на 20% меньше пассажиров, чем планировалось, а 7 июля 2011 года, выступая на международной конференции «Санкт-Петербург – морская столица России. Морской туризм», президент судоходной компании St. Peter Line Игорь Глухов признал, что зимой, когда количество пассажиров уменьшается почти наполовину, падение доходов можно восполнить только перевозкой грузов. То есть, осчастливить жителей Васильевского острова круглосуточно отравляющими воздух и грохочущими колоннами тяжёлых грузовиков, а Петербург в целом новыми автомобильными пробками, которые из-за этих колонн неизбежно возникнут.

По теме

Само собой, василеостровцы возмутились – и в настоящее время проект преобразования «Морского фасада» в грузопассажирский терминал завис в воздухе. Как, впрочем, и другие мега-планы Южилина, включая намыв территорий на Васильевском острове для строительства жилых кварталов и строительство Орловского тоннеля под Невой. Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко честно признал, что проект отложен из-за того, что оказался куда дороже, чем планировалось, и в Смольном до сих пор грустно думают: как бы получить с честнейшего Виталия Александровича без малого 8 миллиардов рублей, потраченных из городского бюджета на убыточный «Морской фасад».

Скажем сразу – получить будет сложно, поскольку южилинское строительство контейнерного терминала в Усть-Луге и работа его ЗАО «Первый контейнерный терминал», тоже сопровождаются изрядными проблемами, а причалы последнего, будучи расположены в центре Петербурга, к тому же не имеют перспектив развития. Некуда им расти.

Бесполезная крыша Левитина

По той же причине теряют перспективы терминалы другой ведающей приёмом морских судов компании. Как и в случае с «Морским портом Санкт-Петербурга», смена собственников также частично контролировавшегося траберовцами ОАО «Петролеспорт» проходила с большой кровью. Совладелец фирмы – глава ЗАО «Концерн «Орими» Дмитрий Варварин был убит, вслед за ним застрелили его партнёра Сергея Крижана, и после серии перепродаж акции «Петролеспорта» достались ООО «Н-Транс».

На первый взгляд, позиции новых хозяев кажутся непоколебимыми по причине их мощнейших связей с вертикалью власти. В 1996-2004 гг., когда ООО «Н-Транс» называлась ЗАО «Северстальтранс», а среди сотрудников компании числился бывший военный инженер путей сообщения Игорь Левитин, дошедший до вице-президента и ушедший оттуда в министры транспорта РФ.

В средствах массовой информации не раз намекали, что Игорь Евгеньевич не только всячески благоволит «Н-Трансу», но и остаётся его совладельцем, что плохо сочетается с законом о государственной службе. Однако бизнес господина Левитина, о которым мы уже неоднократно писали – тема отдельного разговора, а сейчас существеннее другое: даже могущественный глава транспортного ведомства не в силах обеспечить перспективу зажатым между петербургскими кварталами терминалам.

Разработанная в подчиняющемся минтрансу федеральном государственном унитарном предприятии «Росморпорт» «Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года» предусматривает увеличение оборота контейнерных грузов через существующий порт Санкт-Петербург до 60 миллионов тонн. Иначе говоря планируется троекратный рост грузопотока. Однако «Стратегия» не показывает каким образом эти грузы будут вывезены из порта. Согласно расчетам расчеты экспертов показывают, что Западный скоростной диаметр (ЗСД) не сможет ежесуточно пропускать через себя 15 000 грузовиков, которые заблокируют все прилегающие улицы. Уже сегодня в центре города) на съезде/въезде с ЗСД на улицу Благодатная образовалась пробка, преодоление которой занимает до 40 минут.

Очевидно, что столь порочная «Стратегия» приведёт к транспортному коллапсу и массовому народному возмущению. Оказываться ответственным за него портовым магнатам не хочется. Поэтому «Петролеспорт» решено продать – и продать, естественно, подороже. Но процесс этот долгий, и если за время поисков покупателей и переговоров неподалёку заработают новые гавани, в которые пойдёт часть грузов, ранее сгружавшихся на предназначенные к продаже причалы, цены на них изрядно упадут.

Напрашивается вывод: чтобы реализовать объект подороже, нужно затормозить строительство у конкурентов, которые одновременно являются конкурентами и для господина Южилина. Не знаю, общались ли с ним на эту тему хозяева «Н-транса», но биографии самых активных критиков конкурирующего проекта по строительству порта в Бронке позволяют без труда предположить фигуру заказчика.

Земляки и партайгеноссен

Кто у нас чаще всего критиковал Бронку летом нынешнего года? Типа оппозиционные депутаты Ломоносова, и прежде всего представитель КПРФ товарищ Журавлёв. Причём представитель именно того крыла партии, которое сейчас крайне враждебно Зюганову, и многие активисты которого порвали с партией вслед за Южилиным. Разрыв с коммунистами вызвал естественное сближение с партией власти, только ушедший от Зюганова Южилин прямо вступил в «Единую Россию», а сохранившие партбилеты разлагают КПРФ изнутри, попутно обделывая свои частные делишки.

Ещё 26 апреля нынешнего года Журавлёв обращался к президенту России с жалобой на губернатора Валентину Матвиенко, которая, по его мнению, уничтожала местное самоуправление Ломоносова, но всего через два с половиной месяца Владимир Васильевич горячо возлюбил собравшуюся в Совет Федерации Валентину Ивановну. «Мы предложили Валентине Ивановне место главы Муниципального образования «Ломоносов», – сообщил Журавлёв 4 июля от имени партийной организации города. – Мы все считаем, что Валентина Ивановна должна баллотироваться только у нас!»

На первый раз глупость несусветная. Изначально было ясно, что Матвиенко идёт в верхнюю палату, чтобы её возглавить, и никак не может совмещать пост спикера Совета Федерации с должностью главы Ломоносова. Не говоря уже о том, что если, согласно апрельскому письму Журавлёва, губернатор организовала «планомерное уничтожение местного самоуправления», то как она может им руководить? Но если предположить, что товарищ договорился с «медведями» и поменял позицию с пользой для себя, то всё выглядит очень логично.

Согласитесь, что после этого разоблачительные статьи Журавлёва по Бронке и подписанное им обращение в Счётную палату плохо похожи на искренний порыв души. А вот о заказе со стороны бывшего товарища по борьбе подумать можно. Тем более, наряду с теперь уже бывшим муниципалом Журавлёвым Бронку регулярно критикует информагентство, руководитель которого, как и Южилин, родился в Новороссийске, учился вместе с будущим олигархом, а потом долго работал в его ЗАО «Первый контейнерный терминал». Может, конечно, найдутся доверчивые граждане, которые поверят, что давнее знакомство и многолетнее сотрудничество отважного журналиста с конкурентом критикуемого им порта – случайное совпадение, но сдаётся мне, что в Кремле и Белом Доме, куда обращены жалобы, таких найдётся немного.

Константин Николаев

Полный вариант текста напечатан в газете "Наша Версия на Неве" 198, 17 - 23 октября 2011

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 17.03.2013 19:49
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх