Версия // Общество // Подпольная галерея

Подпольная галерея

2088
В разделе

Совсем недавно в Санкт-Петербурге завершился Культурный форум – более двух тысяч участников горячо обсуждали, как развивать по всей России театральное искусство, поднимать отечественное кино, поддерживать музыкальные традиции и вернуть читателей в библиотеки. Одновременно с этим в невысоком сводчатом подвале, который арендует Региональная общественная организация ветеранов МВД, афганской и чеченской войн, открылась персональная выставка молодой художницы Юлии Видановой. Галерея, расположенная по адресу: наб. реки Фонтанки, 119, вряд ли могла привлечь внимание известных деятелей культуры…

Главным событием наступающего Года культуры называют знаменитую выставку-фестиваль современного искусства «Манифеста». Перфоманс обойдётся городу в 150 млн рублей и выплеснется на улицы Северной столицы. Петербургскому художнику Дмитрию Гришину, которому принадлежит идея организовать выставочный зал в ветеранском подвале, остаётся лишь мечтать о подобном размахе.

Он называет себя руководителем творческого центра «Ветер странствий». Странствия для Гришина начались почти тридцать лет назад без всякого налёта романтики – до армии был парашютный спорт, а затем служба в воздушно-десантных войсках в Афганистане. За два месяца до дембеля – тяжёлое ранение. Домой вернулся Дмитрий Гришин с орденом и на одной ноге. Пару лет вживался в свою новую судьбу, а потом, в 1987 году, поступил в художественное училище.

Если откровенно, то первые навыки рисования он оттачивал ещё на войне, набивая татуировки на солдатских плечах. После того подрыва накатилась депрессия – вязкая, чёрная, по-научному её называют посттравматический стрессовый синдром. Спасаться решил творчеством – таким же мистическим и скупым на цвета, как и незнакомая послевоенная жизнь.

Теперь за спиной у Дмитрия Гришина – десятки выставок, как в России, так и за рубежом. Картины петербургского художника охотно покупаются известными частными коллекционерами. Он состоялся.

– А эта галерея, она зачем?

– Хочется дать возможность молодым авторам, студентам, сделать персональную выставку. Это очень важно в карьере. Здесь сменные экспозиции – раз в три недели. Только профи-класс…

В трёх небольших помещениях можно разместить до сорока работ. В ветеранском подвале всё продумано до мелочей – потолочные и настенные крепления, подсветка, книга отзывов для посетителей. Недавно завершилась выставка книжной графики, автор – студентка государственной художественно-промышленной академии им. Штиглица, которую многие по привычке называют Мухинским училищем. Сейчас проходит экспозиция работ Юлии Видановой. Об её живописи руководитель «Ветра странствий» говорит «такая готическая».

– Вообще-то мы проводим выставки уже четвёртый год – детского рисунка, произведений о войне, тематические. А параллельно с ними выставляем авторов – молодых, хороших, задорных. Кого-то рекомендует арт-медиа агентство «Мурка-post». Да и сарафанное радио работает. Часто случается, что человек очень среднего уровня мнит себя мега-звездой. Соответствующим образом себя ведёт и выдвигает целый список невыполнимых требований. Но если меня его творчество «не цепляет», если это слабо, банально – такого очень много… зачем?

Творческий центр «Ветер странствий» – одно из направлений деятельности Региональной общественной организации ветеранов МВД, афганской и чеченской войн. Председатель – Игорь Дембовский, полдетства провёл в интернате, философию жизни постигал на улицах. Как и тысячи сверстников «неблагородного» происхождения отправился по призыву в Афганистан. Военная травма сказалась вскоре после возвращения в Союз. Так Дембовский тоже стал инвалидом войны.

– Зачем мне эти выставки? Смотрю, наблюдаю, делаю выводы, учусь. Кто б меня в детстве к ветеранам притащил, где одни бабки сидят и что-то своё решают?

А нам себя в наших детях осуществить надо. Скоро открываем экспериментальную театральную площадку, готовим детскую команду КВН, пусть девчонки на рэп частушки положат… Кто всё это содержит? Так мы сами и спонсоры, когда они появляются. В этом году впервые за двадцать лет получили субсидию в 300 тысяч рублей. Хорошо, что наш городской депутат Андрей Горшечников помог…

На открытие персональной выставки Юлии Видановой собрались более шестидесяти гостей. Сколько записей останется к окончанию экспозиции в книге отзывов – говорить рановато.

– Она позитивный, чистый человек, – убеждённо констатирует Дмитрий Гришин. – Вместо того, чтобы в свои двадцать пять бегать по ночным клубам, занимается творчеством. Есть сильные картины – по энергетике, по смыслу, мне очень нравится её графика. Автор не опустился до рыночных пейзажей и цветочков, верность и преданность своему стилю – это достойно уважения.

– А нормально ли то, что молодая девчонка отрывается от реальной жизни и погружается в творчество, воплощая фантазии, замыслы и взгляды на холсте?

– Я и сам так живу. Мне плохо в этом мире, не хочу принимать наркотики, пить… Откуда взялась моя программа по арт-терапии для ветеранов войны? Человек, которого прессует социум, должен психологически разгружаться. Он растёт в творчестве, развивает эстетический вкус, радует людей.

Программа по арт-терапии – ахиллесова пята художника Дмитрия Гришина. Война не отпускает его до сих пор. И спустя много лет после Афгана он уверен, что по-прежнему хорошо владеет СВДэшкой (снайперской винтовкой Драгунова), а если в руках окажется ДШК… Для тех, кто побывал в переделках и экстремальных ситуациях, Гришин вместе с психологами создал специальный курс рисования. Но для реализации такой программы требуется отдельное помещение. Оно есть. Стоит пустое. И будет стоять дальше.

Причина проста. Когда-то сотрудники КУГИ ошиблись в начислении арендной платы, в чём позже уведомили. Но крупный штраф на общественную организацию всё же «повесили» и отменять не торопятся. А пока ветераны официально ходят в должниках, даже по вине чиновников, никто никакого помещения им не выделит. Борьба за кабинет арт-терапии продолжается пять лет.

– Это та аудитория, которой нельзя, чтобы муха жужжала рядом, – раздражается Гришин. – Скажем, мужик, побывавший в плену. Он и так, будто ёж. Приходит рисовать, чтобы душу немного отпустить, раскрыться. Ему зрители не нужны и сочувствующие тоже. Зайдёт сюда раз, и всё – никаких занятий.

Руководитель творческого центра «Ветер странствий» пока не потерял надежды, что до обитателей присутственных мест дойдёт его правота. Правда, тем, кто проводит культурные форумы, пока не до бывшего десантника Гришина, который спасся, научившись рисовать. И поэтому он, когда-то, очень давно начав с набивки татуировок на солдатских плечах, сегодня реализует проект «Две столицы» в партнёрстве с Фондом Андрея Рублёва. У каждого из двух главных российских городов – свой стиль жизни, который сказывается и на творчестве художников из Москвы и Санкт-Петербурга.

– И мы занимаемся обменом. Москвич выставляется в выставочном зале «Ветра странствий», а петербургский художник приезжает в столицу, где ему предоставляется площадка.

На ближайшие полгода всё расписано. Сейчас в Москве выставляется авангардист Вадим Бо, затем галерея, расположенная в ветеранском подвале, примет в гости коллегу из Первопрестольной.

Культурный форум прошёл где-то в стороне.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 20.12.2013 15:48
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх