Версия // Общество // Тень учителя?

Тень учителя?

1845
В разделе

В России отмечают день учителя. Так получилось, что за год работы по новому закону об образовании жизнь педагогов и методистов превратилась в настоящий бюрократический ад. Корреспондент «Нашей Версии на Неве» поговорил с петербургскими учителями и выяснил, зачем преподавателей физкультуры заставляют решать задачки по математике, за что директора могут оштрафовать на сто тысяч рублей, и почему со временем общеобразовательная школа рискует превратиться в казарму.

«350 страниц – вот столько я за прошлый год написала всевозможных планов и отчётов», – рассказала Анна Григорьевна Семёнова, учитель высшей категории с тридцатилетним стажем работы.

По новому закону об образовании учитель обязан подготовить рабочую программу с характеристикой учебно-методического комплекса и календарно-тематическое планирование на год по каждому классу. Разумеется, надо учесть особенности учеников (с которыми ты, может быть, ещё не знаком), рассчитать количество часов на освоение каждой темы и привести характеристику учебно-методического комплекса. Зачем нужна эта характеристика – непонятно. Ведь выбора у современного учителя нет: он работает по тому комплексу, который спускают сверху.

Помимо обычного журнала педагогам вменено в обязанность заполнять электронный. «Учениками заниматься стало некогда. Нет времени на подготовку к урокам, даже к финальному. А ведь к нему мы всегда готовились, словно режиссёры к премьере спектакля!» – поясняет Семёнова.

Петербургские педагоги сетуют: теперь свободное время приходится тратить на заполнение бумажек. Ученикам стало неинтересно учиться, а учителям – учить. Их силы уходят на то, чтобы отследить: совпадают ли уроки с календарно-тематическим планированием, которое висит на сайте школы?

«Электронный журнал – это ерунда. С ним тяжело только педагогам в возрасте, которые не очень хорошо управляются с компьютером. А вот планы и программы действительно напрягают – муторное дело», – делится впечатлениями Ольга Иванова, одна из самых молодых учительниц общеобразовательной школы в центре города.

На зарплату девушка не жалуется, хоть и считает, что ей есть к чему стремиться – некоторые старшие коллеги зарабатывают по пятьдесят тысяч. Но сама она боится до такой суммы так и не дорасти, поскольку не уверена, что сможет задержаться в школе надолго – из-за бюрократии. Именно по этой причине чаще всего уходят молодые специалисты.

Как утверждает наша собеседница, главная задача учителя сегодня – набрать достаточное количество баллов для аттестации, которая проводится раз в пять лет и от которой напрямую зависит зарплата. Чтобы получить баллы, необходимо посещать разнообразные курсы, в том числе платные, создавать сайты и публиковать статьи. До учеников ли?

Инспектор РОНО, согласившийся поговорить с корреспондентом «Нашей Версии на Неве» на условиях анонимности, рассказал, что аттестация – не единственная форма контроля учителей. Например, в этом году в рамках «проверки качества», учителям предложили пройти тесты на эрудицию. Физруку из общеобразовательной школы пришлось решать задачку по математике. Одолеть её он не смог. Зачем проводятся такие тесты, не знает никто. Ведь увольнять учителя за «неэрудированность» не станут – кадров в городских школах и так не хватает.

«Бредовые вещи требовали и в брежневские времена, но их было легко обойти. Сейчас же всё фиксируется, – пожаловался инспектор. – Проверяющих стало в разы больше. Раньше РОНО занимало три комнаты. Теперь – целое здание».

По теме

Судя по всему, директорам школ достаётся не меньше, чем учителям. Типичный пример работы бюрократической машины – стотысячный штраф, выписанный директору одной из петербургских школ за освобождение учеников от физкультуры. По новому закону освобождённых быть просто не может: для них должны формироваться так называемые «группы здоровья». Впрочем, штраф – ещё мелочи, административная ответственность. За более серьёзные нарушения ответственность может быть уголовной. Школа ещё пока не превратилась в казарму, но всё к этому идёт – констатирует наш инспектор.

Среди потока возмущённых реплик есть исключения.

«Конечно, я понимаю, что вся эта бюрократическая вакханалия не приносит пользы и всё делается ради отчётности. Зато мы теперь свободны на самих уроках, потому что проверяют не работу, а отчёты. Но такая свобода хороша только для толкового учителя», – признаётся Екатерина Олеговна Ремезова, преподаватель с 25-летним стажем.

Долго ли продлится эта свобода, неизвестно.

На днях министр образования и науки Дмитрий Литвинов заявил о новом профессиональном стандарте учителя, который будет принят к новому году. Вместе с ним планируется и новая система независимой профессиональной сертификации педагогов. Специальная комиссия при министерстве считает, что сейчас

в стране нет ни одного вуза, который готовил бы педагогов по такому стандарту. Поэтому часть педвузов, судя по всему, закроют. А в оставшихся изменят программу обучения.

По логике чиновников, под бой новогодних курантов каждый школьный учитель свободно заговорит на иностранном языке, овладеет методикой обучения детей мигрантов и, разумеется, начнёт хорошо ориентироваться в социальных сетях.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 09.10.2014 17:50
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх