Версия // Общество // «Запорожец» из «Мерседеса»

«Запорожец» из «Мерседеса»

1757
В разделе

Петербургские программисты уже шестой год доводят до ума барахлящее программное обеспечение из Минска, которым оборудованы все городские школы

На родительском собрании к одному из наших сотрудников обратились возмущённые учителя его сына. Как и в прочих средних учебных заведениях города, их обязали вести электронный журнал, снабдив соответствующим программным обеспечением. Оно-то и вызвало недовольство.

Преподаватели попросили разобраться: на каком основании в электронных дневниках всех городских школ используется система «Параграф», разработанная минской компанией «Инис-софт»? По их заявлениям, белорусское программное обеспечение значительно уступает конкурирующей продукции российских фирм, однако пользоваться приходится именно им. Корреспонденты «Нашей Версии на Неве» опросили учителей и завучей ещё нескольких школ и получили длиннейший список претензий.

Незащищённая и зависающая

По словам преподавателей, программа очень плохо защищена, а при обновлении часто зависает, причём теряется база данных. Электронный журнал существует только в школьной сети. Программа не дает возможности поставить «двойку» ученику после пропуска урока.

Учитель не может выставлять оценки, находясь на сайте, для этого он должен импортировать в портал данные с одного-единственного компьютера, работающего по расписанию. Случись что с этим, как правило, не новым компьютером, и база опять-таки теряется.

Плохо организована навигация внутри программы. Она требует постоянных обновлений, которые невозможно установить на сервере, а только отдельно на каждом компьютере в школьной сети, что крайне неудобно. «Параграф» не даёт возможности собрать полноценную статистику. Вывести средний балл он позволяет только по отдельным ученикам, но не по классам. То же самое с пропусками. Собрать сведения по ним можно только на каждого ученика в отдельности, а не на весь класс.

Отсутствие связи между календарём, расписанием и тематическим планированием крайне затрудняет календарно-тематическое планирование. При выборе поурочно-тематического планирования учителю каждый раз приходится возвращаться к началу календарно-тематического планирования.

Неудобна программа и для родителей. Импортировать оценки из интернета и обратно невозможно. Поэтому журнал заполняется только в конце недели, а не каждый день, и мамы с папами не могут по горячим следам следить за успеваемостью и посещаемостью своих детей. В частности, российскую программу «Дневник.ру» можно заполнять из любого места, где есть интернет, вставляя туда куски текста с домашним заданием. Соответственно, родители могут контролировать не только оценки, но и домашние задания, а также изучать баллы как за часть учебного периода, так и за всю четверть. В «Параграфе» это невозможно.

Предъявляют претензии учителя и к порядку внедрения программы. По их уверениям, в части школ не подготовлена материально-техническая база. В некоторых школах имеется всего 2-3 компьютера, на которых установлен «Параграф», и к тому же не проведено обучение персонала. Многие тонкости приходилось изучать методом проб и ошибок, что приводило к обнулению баз данных и сверхнормированной работе (никем не оплачиваемой).

По теме

Педагоги спрашивают: почему изменили функциональные обязанности учителей, обязав их заполнять документацию в письменном и электронном виде? Между прочим, на эту деятельность также бесплатно уходят ненормированные часы.

С этими жалобами наш корреспондент пришёл в Комитет по образованию Санкт-Петербурга. Заместитель председателя комитета Юрий Соляников и заместитель директора Регионального центра оценки качества образования и информационных технологий Юрий Малышев любезно согласились ответить на наши вопросы.

Устранение отдельных недостатков

Признав часть недостатков (таких, как зависание системы и сложности с обновлением), наши собеседники уточнили, что проблема сбоев преодолена, а обновления на одном из вариантов выполняются только на сервере. Сам «Параграф» обновляется почти каждый месяц, что позволяет постепенно устранять проблемы.

К защите могут быть претензии, но сейчас электронный журнал выполняет только информационные функции, а первичный документ – бумажный носитель. После перехода на настоящий электронный документооборот станет адекватной и степень защиты.

«Двойку» после пропуска ставить нельзя, поскольку это противоречит правилам заполнения журнала (в ответ один из преподавателей отметил, что бывает ситуация, когда после отметки о прогуле ставится оценка за домашнее задание или контрольную работу, на которой ученик присутствовал – в таких случаях «двойку» тоже поставить невозможно).

Отмеченные достоинства «Дневник.ру» имеют место, и им никто не запрещает пользоваться для решения отмеченных педагогами задач, но свои преимущества есть и у «Параграфа». Это автоматизация процедуры лицензирования для школы и назначения на Единый государственный экзамен, база данных о сотрудниках, позволяющая создавать в электронном виде приказы по школе, и, наконец, система учёта движения школьников между образовательными учреждениями. Это исключает ситуацию, когда ребёнок ушел из одной школы, а в другой не появился.

С обучением есть проблемы, но в Петербурге около 600 школ, почти везде установлен «Параграф», и при внедрении такого крупного проекта проблем не избежать. Однако работа проделана огромная. В Региональном центре оценки качества образования обучено примерно 70 специалистов, каждый из которых в свою очередь курирует около 10 школ. Сверх того, работают курсы, где ежегодно стажируются сотни преподавателей.

Что касается времени, потраченного на заполнение электронной документации, то оно для учителя не «дополнительное», а просто рабочее и оплаченное согласно тарификации, за которое надо успевать выполнять все обязанности.

Конкурс, который исчез

Наши собеседники особо подчеркнули, что право собственности на «Параграф» с 2006 года полностью принадлежит Комитету по образованию. Все последние версии программы разрабатываются в Петербурге, и между прежним и нынешним «Параграфом» огромная дистанция.

Мы согласны, что если долго доводить эту программу, можно решить любые проблемы, но не проще ли их не создавать? Для чего было закупать в Белоруссии обеспечение, которое даже теперь, после стольких доработок, далеко от совершенства? Традиционные белорусские товары, от продуктов питания до уборочных машин, пользуются заслуженно высокой репутацией, но программным обеспечением Минск никогда не славился. Не лучше ли было поискать его в другом месте?

Представители Комитета по образованию уверяли, что «Параграф» честно выиграл городской конкурс, но никаких данных по этому конкурсу у них почему-то не сохранилось. А ведь речь идёт не о разовой закупке партии тетрадок, а о системе, на которую будет завязан учебный процесс и документооборот всех школ города.

Кто стоит за «Инис-софт»?

Но, может быть, белорусская компания имеет столь блестящую репутацию, что её программы идут нарасхват по всему постсоветскому пространству, и в Петербурге поддались общей моде? На вопрос, в каких ещё регионах используется обеспечение «Инис-софт», ни господин Малышев, ни господин Соляников точно ответить не смогли, упомянув лишь, что системой в 2004 году были оснащены 400 московских школ, и в Петербург она, скорее всего, пришла из столицы. На сайте самой компании можно прочесть, что «клиентами предприятия являются более 1200 учебных заведений… Республики Беларусь, а также ряда регионов России (таких как г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, Ростов-на-Дону, Ханты-Мансийский автономный округ и др.)»

Как видите, Москвы тут нет, а это значит, что в столице от продукции «Инис-софт» отказались. Поскольку в самой Белоруссии свыше 3500 школ, то если вычесть из 1200 клиентов фирмы более 600 питерских и школы других субъектов РФ, выходит, что даже на исторической родине компания не слишком популярна. И это несмотря на основательную поддержку сверху. Фирма входит в Научно-технологическую ассоциацию «Инфопарк», в которой числятся также некоторые подразделения Белорусского Государственного университета и Национальной Академии Наук РБ. Сама же ассоциация образована в соответствии с указом президента Белоруссии Александра Лукашенко № 234 «О государственной поддержке разработки и экспорта информационных технологий».

Тем не менее, результат не впечатляет, и неудивительно, что в Москве и большинстве других регионов России остановились на ином программном обеспечении. В Санкт-Петербурге предпочли особый путь, который, на наш взгляд, столь же рационален, как покупка «Запорожца» с последующей доводкой его до уровня «Мерседеса». Наверное, среди автолюбителей могут найтись всякие чудаки, но не хотелось бы, чтобы подобные эксперименты проводились за счёт городского бюджета.

Жанна Ильина

Полный вариант текста напечатан в газете "Наша Версия на Неве" № 170, 28 марта - 03 апреля 2011

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 17.03.2013 19:49
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх