// // Остановившийся лёд

Остановившийся лёд

485
В разделе

Фильм «Спас-камень» известного питерского кинорежиссёра Валентины Гуркаленко получил приз национального конкурса документального кино «Окно в Россию» XXI кинофестиваля «Послание к человеку»

Фильм этот нарушил сам принцип фестивального отбора, согласно которому: «художник не только отражает действительность, но и создает свой мир. Картины, которые просто – телевизионно – излагают проблему или пересказывают событие, отвергаются, сколь бы сенсационны и интересны они ни были. Нам важно, прежде всего, как автор выражает самого себя, какие формы использует, как соотносится с героями, действующими на экране».

В этом фильме автор не только не создает своего мира, не выражает себя – его не видишь и даже об имени не задумываешься. Потому что сам по себе художник не способен достичь такой прозрачности, это не в людских силах, но она может иногда даваться свыше – в данном случае за поставленный вопрос: что сегодня может человек? Не абстрактный хомо сапиенс, а конкретная человеческая единица, с женой и детьми, без связей и капитала, и даже без хлеба иной раз…

…Есть под Вологдой Кубенское озеро. На озере остров – двести на семьдесят метров. На острове – монастырь. Когда основан – неизвестно. В 1260 году во время бури здесь разбилась ладья Белозерского князя Глеба Васильковича. Он сумел добраться до острова и обнаружил, что остров обитаем – там живут двадцать три инока, бедные настолько, что даже церкви у них нет. По обету за спасение князь Глеб построил на острове храм, этот год формально и считается годом основания монастыря.

Шли века. Монастырь на островке то рос и обстраивался, то беднел и пустел. В 1925 году здесь разместили колонию беспризорников. Вскоре она сгорела, и в 30-е годы, чтобы добыть кирпич для строительства дома культуры, власти взорвали все постройки, кроме колокольни. Побоялись, наверное, взрывать: островок-то крохотный, укрыться негде, а колокольня большая.

Обломки использовать не удалось: на совесть сложенные стены раскололись на крупные куски, но остров окончательно запустел. Приезжали иногда рыбаки водки выпить, оставляя после себя «культурный слой», и больше никого. Но в 90-е по окрестным деревням прошёл слух: на Каменном появился человек и начал в одиночку восстанавливать монастырь.

Об этом и снят фильм «Спас-камень» – о том, как бывший директор Вологодского завода вентиляционных заготовок, мастер на все руки, отец троих детей и любитель прыжков с парашютом Александр Николаевич Плигин спас остров и восстановил монастырь. Если смотреть на календарь, восстановлен он был уже после его смерти. Если же отрешиться от дат – понимаешь – без его одинокой вахты ничего бы здесь не стояло.

Архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, говорит, что если бы не Александр Николаевич, колокольня бы рухнула, а без колокольни это была бы просто груда камней. Колокольня – ниточка от прошлого к будущему, связь времен, которая не распалась, потому что её удержал в своих руках обычный – такой же, как любой из нас – житель Вологды. Это потом появились и деньги, и работники…

«Он увидел Спас, – говорит владыка Максимилиан, – полюбил его и пришёл его восстанавливать. И мы видим, что может сделать один человек, который нашёл самое главное в своей жизни. Это главное становится как удар в колокол: будит всех, пробуждает и заставляет подумать и о себе тоже: могу ли я что-то сделать подобное? И если человек в этом главном даже и умирает, он остаётся победителем, он всё равно остается с тем главным делом, которое он сделал».

По теме

А ведь ничего особенного Александр Николаевич и не совершал – просто, выполнил старый рыцарский девиз: делай что должно, и будь что будет. И если так поступаешь, рано или поздно начинает действовать другая истина, высказанная святым Серафимом Саровским: «Спаси себя, и вокруг тебя спасутся тысячи». И ведь спасались вокруг острова – сколько людей спаслось! В том числе и семья, которую он (в разгар тяжелейших 90-х!) вроде бы отодвинул на второй план сама влюбилась в остров. Супруга, Надежда Александровна, после смерти мужа завершила его дело вместе с детьми, которые видя подвижничество отца, как-то естественным образом выросли достойными людьми – даже курить сыновья Алексея Николаевича бросили сами, о чём оба (7 и 10 лет от роду) торжественно сообщили маме.

Есть в фильме потрясающие по символичности кадры. Весной, когда начало вскрываться озеро, на берег пошла стена льда. Островок-то всего ничего, за пять минут насквозь пройдешь, и казалось, лезущие друг на друга льдины, снесут всё, что перед ними. Остановились ледяная стена, не дойдя нескольких метров до часовни и до креста на могиле основателя. Про которого даже, завершившая его дело жена, не смогла точно сказать: был ли он верующим?

Об этой остановленной стене, по большому счету, и весь фильм. Когда снимаешь такое, авторское видение только во вред, как рисунки на стекле объектива. А умение отказаться от него – тоже талант, за который Валентина Гуркаленко заслуженно получила своего золотого кентавра.

Мария Иванова

Полный вариант текста напечатан в газете "Наша Версия на Неве" № 199, 24 - 30 октября 2011

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 17.03.2013 19:49
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наша версия на Неве - региональное приложение общероссийской газеты независимых журналистских расследований «Наша версия»
Газета «Наша версия на Неве» - региональное приложение основанной Артёмом Боровиком в 1998 году общероссийской газеты независимых журналистских расследований «Наша версия». «Наша версия на Неве» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями, происходящими в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Наверх